Что такое код аэропорта, зачем он нужен, и кто его придумал

Пишет блогер Сергей Анашкевич:

Между аэропортами российского Саранска (внутренний код — CPН) и Копенгагена (международный код – CPH) больше общего, чем кажется, главное — не перепутайте, куда собрались лететь.

Аббревиатуры аэропортов всплывают во время поиска билетов, они же — на корешках билетов, багажных бирках и табло. Переставляя инициалы пассажира, авиаперевозчик может даже подобрать ему аэропорт-тезку, а кто-то тем временем составляет подборки с самыми смешными кодами. Принцип, по которому кодируют аэровокзал, отличается от этого немногим.

Так что же такое код аэропорта, зачем он нужен, и кто его придумал.

1 Зачем аэропорту код

Когда полеты стали мировым феноменом, для обмена информацией понадобились универсальные способы. Международное сообщество как минимум не хотело перепутать Лондон в Соединенном Королевстве с Лондоном в Канаде. Чтобы избежать ошибок, передача данных должна была стать простой и понятной для пилотов и диспетчеров всех стран. Сегодня всем, что связано с пассажирскими авиаперевозками (от онлайн-бронирования перелета до печати посадочного талона), управляют с помощью уникальных «персональных» кодов. Любой из них может расшифровать специальный сервис. Такими кодами награждают не только аэропорты, но и железнодорожные вокзалы, а также морские порты.

2 Какие бывают коды

Две интернациональные системы кодирования аэропортов, ICAO (ИКАО) и IATA (ИАТА), считаются основными.

Систему ICAO используют летчики и авиадиспетчеры. Ее коды — это 4 латинские буквы, которые кажутся случайными, но реально имеют строгую структуру, привязывающую код к конкретному региону.

Коды IATA используются в интернациональных системах бронирования и наземных службах аэропортов. Это 3 буквы латинского алфавита, выстроенные по нативному принципу.

Кроме ICAO и IATA у аэропортов есть региональные кодовые комбинации, но ими пользуются только внутри какой-либо страны (в России, к примеру, в такой системе около 3 000 кодов). Как и IATA, региональный код из 3 букв (иногда кириллических) создан как единое целое, без непонятной обывателю внутренней структуры. Все используемые коды являются уникальными.

Аэропорт Казань. Код ИАТА: KZN; код ИКАО: UWKD; внутренний код: КЗН.

3 Как появилась кодификация

Чтобы оптимизировать работу мировых аэропортов, в Международной организации гражданской авиации (ICAO) предложили свести их обозначения в унифицированную систему кодов. Каждый аэровокзал получал 4-значный код из букв латинского алфавита, выстроенный по конкретной логике. Композиции вышли тяжеловесными, но в строю оставались долго: ими пользовались поголовно все задействованные в авиаперевозках службы. Затем на смену кодам ICAO во многие сферы (например, для перевозчиков) пришла более простая система, но в узкоспециализированных направлениях вроде обмена радионавигацией, аэронавигационной информацией и метеосводками по-прежнему актуальны комбинации ICAO.

Более простая и понятная для работы — кодовая структура, ее инициатор — Международная ассоциация воздушного транспорта (IATA). Количество символов в системе было сокращено до трех, а сам код остался без внутренней структуры: нативное сочетание 3 латинских букв стало восприниматься не раздельно, а как идиома. Сегодня в мире около 12 000 кодов, а возможный максимум комбинаций — 17 000. Их список с обновлениями и поправками публикуется дважды в год.

Небольшие, часто местные аэропорты могут обходиться без кода ICAO и без IATA. А буквенные комбинации, по каким-то причинам неактуальные, вскоре могут быть присвоены другому аэропорту.

4 Что означают коды

Код ICAO

Коды ICAO сконструированы по строгой системе. Они привязаны к регионам, на которые указывают первые два символа комбинации.
Первый символ — на регион: как E, например, обозначена Северная Европа, как L — Центральная и Южная. В случае крупных стран первая буква может указывать сразу на государство, например, К — США или Y — Австралия: логики в «выдаче» букв было немного.
Вторым символом закодирована конкретная страна в регионе, который определен первым элементом кода.

Оставшиеся 2 буквы комбинации (3 — для крупных стран) добавлялись рандомно. Они указывали на аэропорт в конкретной стране конкретного региона.

Код IATA

Для аэропортов Канады и континентальной части США коды IATA — это «обезглавленные» коды системы ICAO: без первой буквы. Но в большинстве случаев (в остальных частях мира, включая Гавайи и Аляску) эти комбинации не имеют сходства.

Коды IATA обычно представляют собой сжатое до 3 букв закономерное название локации. Так, Гонконг (Hong Kong) закодирован как HKG, Уфа — как UFА, а австралийские аэропорты в Сиднее (Sydney), Мельбурне (Melbourne) и Перте (Perth) получили обозначения SYD, MEL и PER по первым тройкам букв в названиях своих городов. Кроме городов часто сокращают названия аэропортов: например, римский FCO (Fiumicino) или парижский ORY (Orly Airport).

Логика работает не без курьезов. Руководство аэропорта Sioux Gateway (Су-Сити, США) в ответ на заявку о присвоении кода IATA получило сокращение SUX (звучит как англ. sucks), предельно красноречивое в англоговорящем регионе. Ассоциация взяла лучшие буквы из названия города. После двух тщетных попыток поменять код в Су-Сити расслабились и забомбили слоган — Fly SUX.

В состав одного кода IATA может попасть несколько аэропортов. Потому что сами города, где больше двух крупных аэровокзалов, имеют собственные обозначения. Например, по запросу NYC найдешь рейсы из всех нью-йоркских аэропортов, потому что эта комбинация работает не для конкретного узла, а для всех в черте города. Иногда один и тот же код обозначает и крупный город, и один из его аэровокзалов (чаще — самый крупный или первый из появившихся). Например, Санкт-Петербург целиком и аэропорт Пулково имеют общий код LED.

 

Читай продолжение на следующей странице

Что такое код аэропорта, зачем он нужен, и кто его придумал